Колонка не запускается

СИМПТОМ

При попытке запуска колонки индикация не загорается, контроллер не стартует, двигатель насоса не включается — колонка «мертвая».

Контроллер питается от клеммника X5 на плате управления:
  • X5.1 — 220 V;
  • X5.2 — PE (защитный проводник);
  • X5.3 — 220 V.

На плате установлен предохранитель по цепи питания контроллера. При его перегорании колонка не запустится даже при наличии 220 V на X5.

Шаг 1. Требования безопасности

Перед любыми работами внутри колонки:
  • отключите вводной автомат/рубильник, питающий колонку;
  • убедитесь в отсутствии напряжения на силовых клеммах;
  • измерения выполняйте исправным прибором, соблюдая правила электробезопасности.

Шаг 2. Базовые проверки снаружи

Проверьте:
  • включен ли вводной автомат/рубильник на щите;
  • не отключены ли автоматы/УЗО линии, идущей к колонке;
  • не нажата ли аварийная кнопка «Стоп» (если есть) — верните в рабочее положение;
  • если на колонке есть свой сетевой выключатель — он должен быть во включенном положении.

Если индикация появилась и колонка запускается — дополнительных действий не требуется. Если индикации по-прежнему нет, переходите к проверке питания контроллера.

Шаг 3. Проверка питания контроллера (X5)

Включите питание колонки (автомат/рубильник в щите), откройте техотсек, найдите плату управления и клеммник X5.

Измерьте:
  • напряжение между X5.1 и X5.3 — должно быть около 220 V;
  • наличие PE на X5.2 (по схеме заземления).

Варианты:
  1. На X5.1-X5.3 нет 220 V, при этом на вводе колонки питание есть: вероятен обрыв/плохой контакт во внутренней цепи питания (сетевой фильтр, промежуточные клеммники, соединения). Проверьте по цепочке от ввода до X5, устраните обрыв/ослабленные контакты и повторите измерение.
  2. На X5.1-X5.3 есть 220 V, но контроллер не запускается (индикации нет): переходите к проверке предохранителя.

Шаг 4. Проверка предохранителя на плате

Отключите питание колонки. На плате управления найдите предохранитель цепи питания контроллера (обычно рядом с входом 220 V/сетевым фильтром).

Проверьте предохранитель:
  • визуально (потемнение, разрыв вставки);
  • тестером (целостность).

Варианты:
  1. Предохранитель перегорел: замените на предохранитель того же типа и номинала. Включите питание и проверьте запуск. Если новый предохранитель сразу перегорает — немедленно отключите питание, повторные попытки не выполняйте, требуется диагностика (возможное КЗ).
  2. Предохранитель целый, но при наличии 220 V на X5 индикации нет: переходите к проверке платы и соединений.

Шаг 5. Проверка платы и соединений

При отключенном питании:
  • осмотрите плату (подгоревшие дорожки, трещины, почерневшие элементы);
  • проверьте разъемы и клеммы: разъемы должны быть полностью вставлены, винтовые клеммы подтянуты, без следов перегрева;
  • если подключены внешние цепи (датчики, интерфейсы, внешние блокировки), по схеме исключите явные КЗ/переполюсовку; при необходимости временно отключите внешние цепи, оставив только питание.

После проверки включите питание и проверьте, появилась ли индикация и идет ли штатный запуск.

Если при наличии 220 V на X5 и исправном предохранителе контроллер по-прежнему «немой» — вероятна неисправность платы управления.

Шаг 6. Дальнейшие действия

Если:
  • на X5 подается 220 V;
  • предохранитель целый;
  • клеммы/разъемы проверены, внешние КЗ исключены,
но контроллер не запускается, рекомендуется:
  • зафиксировать результаты измерений (наличие 220 V на X5, состояние предохранителя, что уже проверили);
  • при возможности временно установить заведомо исправную плату и проверить запуск;
  • при подтверждении отказа — заменить плату управления.

После замены включите питание и убедитесь, что индикация появилась, контроллер проходит штатный запуск и колонка запускается без аварийных срабатываний.

Колонка не наливает

СИМПТОМ

Колонка включается, табло работает, команда на отпуск проходит, но топливо из пистолета не поступает либо появляется на короткое время и пропадает.

Важно: статья описывает ситуацию, когда контроллер и табло запускаются. Если индикации нет — см. «Колонка не запускается». Если при пуске не включается двигатель — см. «Реле щелкает, но двигатель не запускается» и «Срабатывает тепловое реле».

Шаг 1. Требования безопасности

Перед работами внутри колонки и на трубопроводах:
  • отключите вводной автомат/рубильник колонки;
  • исключите возможность случайного запуска;
  • соблюдайте требования пожарной безопасности при работе с ГСМ.

Шаг 2. Уточнение ситуации

Проверьте:
  • есть ли индикация на табло, проходит ли нормальный запуск (обнуление показаний, готовность к отпуску);
  • включается ли насос: слышен ли характерный шум двигателя после команды на пуск.

Дальше в этой статье рассматривается ситуация:
  • табло работает;
  • насос включается;
  • топлива из пистолета нет или оно исчезает.

Если насос не включается — использовать отдельные инструкции по запуску двигателя.

Шаг 3. Проверка уровня топлива и запорной арматуры

Уровень топлива:
  • проверьте уровень топлива в резервуаре (по уровнемеру или метроштоку).

При очень низком уровне возможен подсос воздуха и отсутствие устойчивого потока.
Если уровень низкий — заполните резервуар до рабочего уровня и повторите попытку налива.

Запорная арматура:
  • проверьте, открыты ли все краны/задвижки на линии от резервуара до колонки (в техотсеке, на резервуаре, в колодцах);
  • убедитесь, что нет случайно закрытого крана на подающей линии.

Если обнаружен закрытый/частично закрытый кран — переведите в полностью открытое положение и повторите запуск.

Шаг 4. Проверка фильтров

Забитые фильтры могут дать как «очень медленный налив», так и полное отсутствие потока.

Уточните, когда последний раз проводилась замена/обслуживание фильтров на линии и в колонке.

При наличии прозрачных колб/отстойников осмотрите состояние фильтрующих элементов:
  • нет ли сильного загрязнения;
  • нет ли загустевшего топлива (для ДТ, особенно в мороз).

При сильном загрязнении:
  • замените фильтры на новые;
  • промойте/очистите колбы и отстойники по регламенту;
  • после сборки повторите попытку налива.

Шаг 5. Проверка подсоса воздуха

Подсос воздуха на линии от резервуара до колонки часто приводит к отсутствию налива при работающем насосе.

Осмотрите трубопровод/шланги от резервуара до колонки:
  • нет ли «мокрых» резьб, подтеков, следов подсоса;
  • нет ли трещин, задиров, ослабленных хомутов.

Если есть прозрачные участки (колбы, смотровые стекла), посмотрите на поток при работающем насосе:
  • наличие пузырьков воздуха в потоке — признак подсоса.

При признаках подсоса:
  • подтяните резьбовые соединения и хомуты;
  • замените поврежденные шланги и уплотнения;
  • после устранения негерметичности выполните прокачку системы (см. ниже).

Шаг 6. Прокачка системы (удаление воздуха)

Если линия завоздушена, даже исправный насос может не подать топливо.

Общий порядок:
  • убедитесь, что в резервуаре достаточно топлива;
  • при наличии штатных устройств для прокачки — используйте их согласно РЭ;
  • при отсутствии специальных устройств:
  • выполните несколько кратковременных запусков насоса;
  • контролируйте появление топлива в прозрачных участках (колбах);
  • не допускайте длительной работы насоса «всухую».

После удаления воздуха:
  • повторите отпуск топлива;
  • убедитесь, что поток устойчивый, без периодических провалов.

Шаг 7. Проверка насосного агрегата

Если:
  • уровень топлива нормальный;
  • арматура открыта;
  • фильтры обслужены;
  • подсос воздуха устранен, прокачка выполнена,
но при работающем насосе топлива по-прежнему нет, возможна проблема с насосом или механикой.

По возможности проверьте (при отключенном питании) вращение вала насоса/двигателя вручную согласно РЭ: вал должен вращаться без заклинивания и резких заеданий.

При тугом ходе, заклинивании или посторонних шумах:
  • демонтируйте насосный агрегат;
  • выполните диагностику и ремонт (подшипники, уплотнения, износ деталей) или замените агрегат.

Краткая последовательность для оператора

При жалобе «колонка не наливает» при включенном насосе:
  1. Проверить уровень топлива в резервуаре.
  2. Проверить, что все краны/задвижки на линии до колонки открыты.
  3. Проверить и при необходимости заменить/обслужить фильтры.
  4. Проверить всасывающую линию на подсос воздуха, устранить негерметичность.
  5. Выполнить прокачку системы после устранения подсоса/замены фильтров.
  6. При отсутствии результата — проверить механическое состояние насоса и при необходимости выполнить ремонт/замену.

Если после выполнения этих шагов колонка по-прежнему не наливает, зафиксируйте результаты проверок (уровень, состояние арматуры, фильтров, наличие/отсутствие воздуха, поведение насоса) и передайте информацию в сервисную службу для дальнейшей диагностики.

Колонка наливает, но очень медленно

СИМПТОМ

Колонка запускается, насос работает, топливо из пистолета идет, но скорость налива заметно ниже обычной. Время заправки сильно увеличивается.

Шаг 1. Требования безопасности

Перед работами внутри колонки и на трубопроводах:
  • отключите вводной автомат/рубильник колонки;
  • исключите случайный запуск;
  • соблюдайте требования пожарной безопасности при работе с ГСМ.

Шаг 2. Уточнение ситуации

Уточните:
  • медленно наливает всегда или периодически;
  • медленно наливает один пистолет или все;
  • медленно наливает один сорт топлива или все;
  • есть ли привязка к морозу/низкой температуре (особенно для ДТ).

Если медленно наливает только один пистолет/один сорт — вероятна локальная проблема (фильтр, арматура, участок трассы). Если все пистолеты/сорта — смотрим уровень, всасывающую линию, фильтры, насос.

Шаг 3. Проверка уровня, типа и состояния топлива (особенно для ДТ)

Уровень топлива:
  • проверьте уровень топлива в резервуаре.

При низком уровне всасывающая линия может частично хватать воздух, что уменьшает производительность.

Тип и состояние топлива (для ДТ):
  • уточните, используется ли зимнее ДТ при минусовых температурах.

При использовании летнего ДТ зимой фильтры и элементы гидравлики могут частично забиваться парафинами, что дает падение скорости.

При подозрении на неподходящий сорт ДТ:
  • по возможности перейти на зимнее топливо;
  • обязательно проверить и обслужить фильтры (см. Шаг.4).

Шаг 4. Проверка фильтров

Засоренные фильтры — одна из основных причин медленного налива.

Уточните, когда последний раз менялись/обслуживались фильтры на линии и в колонке.

При наличии прозрачных колб/отстойников осмотрите их: сильное загрязнение, отложения, парафин (для ДТ) — признак необходимости замены.

При признаках засорения:
  • заменить фильтрующие элементы;
  • промыть/очистить колбы и отстойники по регламенту;
  • после сборки проверить скорость налива.

Если после обслуживания фильтров скорость заметно восстановилась — дополнительная диагностика может не потребоваться.

Шаг 5. Проверка всасывающей линии и подсоса воздуха

Подсос воздуха может давать и отсутствие налива, и сильно пониженный расход.

Осмотрите всасывающую линию от резервуара до колонки: нет ли подтеков, «мокрых» резьб, трещин шлангов, ослабленных хомутов.

При наличии прозрачных участков (колб) посмотрите на поток при работающем насосе: пузырьки воздуха в потоке при постоянно работающем насосе — признак подсоса.

При признаках подсоса:
  • подтянуть резьбовые соединения и хомуты;
  • заменить поврежденные шланги и уплотнения;
  • после устранения негерметичности выполнить прокачку системы (удалить воздух) и повторно оценить скорость налива.

Шаг 6. Проверка арматуры и трассы

Убедитесь, что:
  • все краны/задвижки на линии полностью открыты (нет частично перекрытого крана);
  • нет пережатых, перегнутых участков трубопровода/шланга, которые ограничивают сечение;
  • при наличии обратных клапанов, они не заклинили в полуоткрытом положении.

При обнаружении:
  • открыть краны полностью;
  • устранить пережатия;
  • обслужить или заменить неисправные клапаны.

Шаг 7. Проверка насосного агрегата

Если:
  • уровень топлива достаточный;
  • фильтры обслужены;
  • подсос воздуха исключен;
  • арматура и трасса в порядке,
но колонка по-прежнему наливает заметно медленнее нормы, возможен износ или частичное заклинивание насоса.

При отключенном питании:
  • по возможности проверить вращение вала насоса/двигателя вручную (по РЭ);
  • вал должен вращаться ровно, без заеданий и хруста;
  • при работе послушать насос:
  • сильный «натужный» гул, вибрация могут указывать на перегрузку или износ.

При выявлении проблем:
  • демонтировать насосный агрегат;
  • выполнить диагностику и ремонт (замена подшипников, уплотнений, изношенных деталей) или заменить насос.

Краткая последовательность для оператора

При жалобе «колонка наливает очень медленно»:
  1. Проверить уровень топлива в резервуаре.
  2. Для ДТ — убедиться, что используется соответствующий сезону сорт топлива.
  3. Проверить и при необходимости заменить/обслужить фильтры.
  4. Проверить всасывающую линию на подсос воздуха, устранить негерметичность и выполнить прокачку.
  5. Проверить, что все краны/задвижки открыты, нет пережатий трассы.
  6. При отсутствии эффекта — проверить механическое состояние насоса и при необходимости выполнить ремонт/замену.

Если после выполнения этих шагов скорость налива остается заметно ниже нормальной, зафиксируйте результаты проверок и передайте информацию в сервисную службу для дальнейшей диагностики (включая контроль фактического расхода и характеристик насоса).

Колонка переливает или недоливает

СИМПТОМ

При дозированном отпуске фактический объем отличается от ожидаемого:
  • колонка переливает (отдает больше топлива);
  • колонка недоливает (отдает меньше топлива).

Важно сразу понять, где именно расхождение:
  • Тип 1. Заданный объем ≠ показанию на табло. Пример: задали 10 л, на табло по окончании 10.3 л или 9.7 л.
  • Тип 2. Показание на табло ≠ поверочному мернику. Пример: задали 10 л, на табло 10.0 л, а по мернику 10.3 л или 9.7 л.

Дальнейшие действия выбираются в зависимости от типа.

Шаг 1. Определить тип расхождения

Сравнение заданного объема и табло:
  • задайте фиксированный объем (например, 10 л);
  • по окончании отпуска запишите показание на табло;
  • если заданный объем и табло НЕ совпадают — это Тип 1.

Сравнение табло и поверочного мерника:
  • при том же отпуске замерьте объем по поверочному мернику;
  • если заданный объем и табло совпадают, но мерник показывает другое значение — это Тип 2.

Дальше разбираем каждый тип отдельно.

ТИП 1. Заданный объем не совпадает с показанием на табло

Суть: колонка отключается не ровно на заданном объеме.

Частые причины:
  • нет или поздно срабатывает замедление потока в конце дозы;
  • клапан закрывается с задержкой, поток «догоняет» по инерции;
  • некорректная работа исполнительной части.

Шаг 2. Наблюдение за концом налива

Выполните дозированный отпуск (10−20 л).

Наблюдайте:
  • есть ли заметное снижение скорости потока перед окончанием дозы;
  • на каком примерно объеме начинается замедление;
  • нет ли резкого обрыва налива на полной скорости.

Если колонка льет на полной скорости до самого отключения — высок риск перелива по инерции.

Шаг 3. Проверка настроек окончания дозы

В контроллере/ПО проверьте настройки дозированного отпуска:
  • включен ли режим замедления в конце налива;
  • с какого объема до окончания дозы включается замедление (запас по объему);
  • какая установлена скорость в режиме «малой скорости».

Рекомендуемые действия:
  • включить режим замедления, если он отключен;
  • задать достаточный резерв по объему для начала замедления (не «впритык» к дозе);
  • при необходимости уменьшить скорость налива в режиме замедления.

После изменения настроек:
  • выполнить пробный дозированный отпуск;
  • убедиться, что перед окончанием дозы поток заметно снижается, а показание на табло близко к заданному объему.

4. Проверка исполнительных устройств

Если режим замедления настроен, но фактически поток всегда на полной скорости:
  1. по схеме определить, какой выход контроллера управляет клапаном/режимом «малой скорости»;
  2. проверить, подается ли управляющий сигнал на этот выход в момент, когда по настройкам должно включиться замедление;
  3. проверить сам клапан:
  • нет ли заклинивания;
  • исправна ли катушка (подходит ли напряжение, нет ли обрыва);
  • нет ли загрязнений, не мешающих закрытию.

Рекомендуемые действия:
  • при отсутствии сигнала с контроллера — проверить привязку выхода и настройки;
  • при наличии сигнала, но отсутствии реакции клапана — обслужить или заменить клапан/исполнительный узел.

ТИП 2. Табло совпадает с заданным объемом, но мерник показывает больше/меньше

Суть: контроллер считает объем стабильно, но фактический объем отличается. Это вопрос к юстировке и/или состоянию гидравлики/счетчика.

Шаг 5. Контрольные проливы по мернику

  1. Выберите объем проверки (например, 10 или 20 л).
  2. Выполните не менее 3 проливов подряд одного и того же объема.
  3. Для каждого пролива зафиксируйте:
  • заданный объем;
  • объем по табло;
  • объем по поверочному мернику.

Анализ:
  • Если табло ≈ заданному объему, а мерник всегда показывает примерно одинаковое отклонение (например, +0.3 л или -0.2 л) — отклонение стабильное, нужна юстировка.
  • Если один раз перелив, другой раз недолив и разброс большой — результат нестабильный, возможны проблемы с гидравликой или счетчиком/генератором импульсов.

Шаг 6. Проверка настроек учета

В контроллере/ПО проверьте:
  • коэффициент импульсов (имп/л);
  • параметры калибровки/юстировки;
  • соответствие значений паспортным данным.

При заведомо неправильных коэффициентах:
  • зафиксировать текущие значения;
  • после контрольных проливов выполнить корректировку по методике (см. ниже).

Шаг 7. Юстировка при стабильном отклонении

Если результаты проливов стабильны (всегда переливает или всегда недоливает примерно на одно и то же значение):

Выполните юстировку по поверочному мернику:
  • используйте фактический объем мерника и показания табло;
  • пересчитайте коэффициент и введите новое значение в контроллер/ПО.

ПАК benzamat PRO: инструкция по юстировке
benzamat office: инструкция по юстировке

После изменения настроек:
  • снова выполнить серию из 3+ контрольных проливов;
  • убедиться, что отклонение между табло и мерником находится в допустимых пределах.

Шаг 8. Диагностика при нестабильных результатах

Если при проливах отклонение «гуляет» (разное по величине и знаку):

Проверить:
  • гидравлику:
  1. наличие воздуха в системе (подсос, завоздушивание);
  2. состояние фильтров (сильное засорение);
  3. состояние запорной арматуры и обратных клапанов;
  • счетчик/генератор импульсов:
  1. механическое состояние счетчика;
  2. крепление генератора импульсов;
  3. целостность кабеля от датчика до контроллера;
  4. клеммные соединения (нет ли плавающих контактов).

Рекомендуемые действия:
  • устранить завоздушивание, подсос воздуха, заменить/обслужить фильтры;
  • при подозрении на счетчик или генератор — проверить и при необходимости заменить;
  • после устранения причин снова выполнить серию контрольных проливов;
  • если отклонение станет стабильным — выполнить юстировку (см. Шаг 7).

ИТОГ:

Если заданный объем не совпадает с табло — прежде всего проверяется и настраивается режим окончания дозы (замедление, работа клапана).

Если заданный объем совпадает с табло, а мерник показывает другое — выполняются контрольные проливы:
  • при стабильном отклонении — юстировка по мернику;
  • при нестабильном — поиск проблем в гидравлике, фильтрах, подсосе воздуха, счетчике и генераторе импульсов.

После любых корректировок (настройки, юстировка, ремонт гидравлики/счетчика) обязательно:
  • выполнить несколько контрольных проливов;
  • убедиться, что колонка укладывается в допустимую погрешность.

Колонка останавливается раньше времени

СИМПТОМ

Колонка начинает наливать, но отпуск прекращается до достижения заданного объема. На табло остаются «недолитые» литры. Возможны варианты: остановка с выводом ошибки или без каких-либо сообщений (цифры просто «зависли» на меньшем объеме).

Шаг 1. Требования безопасности

Перед работами внутри колонки отключите внешнее питание (вводной автомат/рубильник), соблюдайте требования электробезопасности и техники безопасности при работе с ГСМ.

Шаг 2. Фиксация условий останова

Уточните:
  • при любом ли объеме колонка останавливается раньше или примерно на одном и том же значении;
  • есть ли на табло сообщение об ошибке / служебная надпись;
  • останавливается ли только один пистолет или все;
  • происходит ли остановка всегда примерно через одно и то же время от начала налива.

Это позволит понять, что срабатывает — программные ограничения/таймеры или защита/гидравлика.

Шаг 3. Наличие ошибки на табло

Если при остановке выводится ошибка или служебная надпись:
  • зафиксируйте текст ошибки / код;
  • действуйте по инструкции для данного кода/ошибки (при наличии отдельной статьи);
  • если ошибка связана с двигателем/защитой (перегрузка, перегрев) — смотрите также «Реле щелкает, но двигатель не запускается», «Срабатывает тепловое реле», «Не включается двигатель на морозе / после длительной работы».

Если ошибок нет (цифры просто перестали расти) — переходите к следующим шагам.

Шаг 4. Проверка лимитов и настроек в контроллере/ПО

При работе через контроллер и учетную систему проверьте:
  • лимит на разовый отпуск по карте/ТС/водителю (объем);
  • суточные/сменные лимиты, которые могли быть исчерпаны;
  • наличие ограничения по времени одной заправки (максимальная длительность операции).

Характерные признаки:
  • колонка стабильно останавливается на одном и том же объеме (например, около 30 л) — вероятен лимит по объему;
  • колонка останавливается примерно через одно и то же время (например, через 3−5 минут) независимо от заданного объема — вероятен лимит по времени операции.

Рекомендуемые действия:
  • сверить фактические остановки с установленными лимитами;
  • при необходимости скорректировать настройки лимитов и времени отпуска;
  • повторно выполнить заправку и проверить, перестала ли колонка останавливаться раньше времени.

Шаг 5. Проверка работы двигателя и защит

Если при преждевременной остановке:
  • слышно отключение двигателя;
  • срабатывает пускатель/реле;
  • в шкафу управления срабатывает тепловое реле или автомат,
то возможно, колонка прекращает налив из-за срабатывания защиты.

Рекомендуемые действия:
  • проверить, не срабатывает ли тепловое реле (см. статью «Срабатывает тепловое реле»);
  • проверить автоматы и клеммы в шкафу управления;
  • оценить состояние насоса (нет ли заклинивания, повышенного шума, вибрации);
  • при повторяющейся сработке защит искать причину перегрузки/перегрева и устранять ее.

Шаг 6. Проверка уровня топлива, фильтров и всасывающей линии

Если колонка:
  • начинает наливать нормально;
  • через некоторое время поток падает и пропадает;
  • после чего отпуск прекращается раньше дозы,
то часто причина в гидравлике.

Проверить:
  • уровень топлива в резервуаре (при низком уровне возможен подсос воздуха и срыв потока);
  • состояние фильтров (сильно забитые фильтры ограничивают расход и могут приводить к «задушенному» режиму и останову);
  • герметичность всасывающей линии (подсос воздуха — пузырьки в прозрачных участках, «шум» и нестабильность потока).

Рекомендуемые действия:
  • долить топливо до рабочего уровня;
  • заменить/обслужить фильтры;
  • устранить подсос воздуха, подтянуть соединения, заменить поврежденные элементы;
  • при необходимости выполнить прокачку системы (см. «Колонка не наливает»).

Итоговая последовательность для оператора

При жалобе «колонка останавливается раньше времени»:
  1. Проверить, есть ли на табло сообщение об ошибке и при необходимости использовать инструкцию по конкретной ошибке.
  2. Проверить лимиты и ограничения по объему/времени в контроллере и ПО, при необходимости скорректировать и повторить заправку.
  3. Если имеются признаки срабатывания защит (отключение двигателя, сработка теплового реле/автомата) — выполнить диагностику электрики и насоса.
  4. Проверить уровень топлива, фильтры и всасывающую линию на предмет завоздушивания или засорения.

Если после выполнения этих шагов колонка продолжает стабильно останавливаться раньше времени, необходимо зафиксировать:
  • на каком объеме/времени происходит остановка,
  • есть ли срабатывание защит,
  • состояние уровня, фильтров, всасывающей линии,
и передать полную информацию в сервисную службу для дальнейшей диагностики.

Колонка не снижает подачу в конце налива

СИМПТОМ

При дозированном отпуске колонка льет на максимальной скорости до самого момента отключения. Плавного снижения подачи перед окончанием дозы нет. Это увеличивает риск перелива по табло и по мернику, а также повышает нагрузку на арматуру.

Важно: для некоторых моделей ТРК режим снижения подачи в конце налива конструктивно не предусмотрен. В этом случае отсутствие замедления не является неисправностью, контролируется только точность дозы и соответствие требованиям по погрешности.

Шаг 1. Требования безопасности

При работе внутри колонки отключить питание (вводной автомат/рубильник), соблюдать правила электробезопасности и требования безопасности при работе с ГСМ.

Шаг 2. Уточнение по модели и возможностям

По паспорту и РЭ на ТРК уточните:
  • предусмотрен ли режим снижения скорости потока в конце дозы;
  • реализуется ли он программно (алгоритм дозирования) или аппаратно (клапан «малой скорости», отдельный выход контроллера).

Если режим снижения подачи не предусмотрен конструктивно:
  • отсутствие замедления является особенностью;
  • далее контролировать только точность дозы (см. «Колонка переливает или недоливает»).

Если режим предусмотрен — переходите к следующему.

Шаг 3. Проверка настроек режима замедления

В контроллере/ПО проверьте параметры дозирования:
  • включен ли режим снижения подачи в конце налива;
  • на каком объеме до окончания дозы запланирован переход на «малую скорость» (запас по объему);
  • установлена ли величина «малой скорости» (скорость в режиме замедления).

Рекомендуемые действия:
  • включить режим замедления, если он был отключен;
  • задать разумный объем начала замедления (не «впритык» к дозе, а с запасом, например 0.5−1.0 л и более — в зависимости от модели и параметров системы);
  • при необходимости уменьшить скорость налива в режиме замедления.

После изменения настроек выполнить пробный отпуск и проверить, появился ли режим снижения подачи.

Шаг 4. Наблюдение за фактической работой

Выполните дозированный отпуск (например, 20 л) и наблюдайте:
  • изменяется ли скорость потока ближе к концу дозы;
  • на каком приблизительно объеме фактически начинается замедление (если начинается);
  • нет ли резкого отключения на полной скорости без фазы замедления.

Если замедления нет совсем при включенном режиме — возможна проблема в исполнительной части или в привязке выходов.

Шаг 5. Проверка исполнительных устройств (при наличии «двухскоростной» схемы)

Если по схеме ТРК снижение подачи реализовано отдельным клапаном/режимом «малой скорости», проверьте:
  • какой выход контроллера управляет клапаном «малой скорости»;
  • подается ли сигнал на этот выход в момент, когда по настройкам должна включаться малая скорость.

Рекомендуемые действия:
  1. при наличии возможности измерить/проконтролировать наличие управляющего сигнала на соответствующем выходе;
  2. проверить сам клапан/узел «малой скорости»:
  • нет ли механического заклинивания;
  • нет ли загрязнений;
  • исправен ли привод (катушка клапана).

Если сигнал с контроллера есть, а клапан не переключается:
  • обслужить или заменить клапан/исполнительный узел.

Если сигнал не формируется, несмотря на включенный режим и корректные настройки:
  • проверить правильность привязки выхода в настройках контроллера;
  • при необходимости обратиться в сервис (возможен программный или аппаратный дефект контроллера).

Шаг 6. Связь с точностью дозирования

После включения/настройки режима замедления:
  1. выполнить несколько дозированных отпусков (5, 10, 20 л);
  2. оценить:
  • есть ли теперь заметное снижение подачи в конце налива;
  • не приводит ли изменение режима к недопустимому переливу/недоливу.

Если при корректной работе замедления сохраняется стабильное отклонение по объему:
  • выполнить юстировку по поверочному мернику (см. статью «Колонка переливает или недоливает»);
  • после юстировки повторить контрольные проливы.

Итоговая последовательность для оператора

При жалобе «колонка не снижает подачу в конце налива»:
1.По документации уточнить, предусмотрен ли режим замедления для данной ТРК.
2.Если предусмотрен — проверить и при необходимости включить режим и корректно настроить:
  • включение замедления;
  • объем начала замедления;
  • скорость в режиме замедления.
3.Выполнить пробный отпуск и посмотреть, меняется ли скорость перед окончанием дозы.
4.При наличии двухскоростной схемы — проверить исполнительный узел «малой скорости» и наличие управляющего сигнала.
5.После восстановления режима замедления — проверить точность дозирования и при необходимости выполнить юстировку.

Если после всех действий колонка по-прежнему работает только на максимальной скорости до самой отсечки, зафиксировать настройки и результаты проверок и передать информацию в сервисную службу для анализа алгоритма и состояния оборудования.

Колонка выдает топливо, но не считает литраж

СИМПТОМ

Топливо из пистолета фактически выдается, насос работает, но на табло литры не изменяются (0.00) или остаются на месте, отпуск заканчивается без учета объема.

Основные возможные причины:
  • нет импульсов от генератора;
  • обрыв/неисправность линии до контроллера;
  • неисправен импульсный вход контроллера;
  • неверно настроен учет объема.

Импульсный вход контроллера подключен к клеммнику X4 платы управления:
  • X4.1 — «-5V»;
  • X4.3 — «IN1».

Шаг 1. Требования безопасности

Все работы внутри колонки выполнять при отключенном питании (вводной автомат/рубильник), кроме специально оговоренного теста импульсного входа. Измерения и замыкания выполнять только исправным инструментом, соблюдая правила электробезопасности, не допуская замыканий на соседние клеммы и корпус.

Шаг 2. Проверка факта выдачи топлива

Убедитесь, что при запуске колонки:
  • контроллер и табло включены, индикация есть;
  • насос запускается (есть характерный шум);
  • из пистолета стабильно идет топливо, но литры на табло не прибавляются.

Если топлива нет или поток прерывается — использовать инструкции «Колонка не наливает», «Колонка наливает, но очень медленно». Дальнейшие шаги относятся к ситуации, когда топливо льется, но учет объема не ведется.

Шаг 3. Осмотр генератора импульсов и кабеля (при снятом напряжении)

Найдите генератор импульсов на счетчике. Проверьте:
  • надежность установки датчика;
  • отсутствие механических повреждений корпуса;
  • кабель от датчика до платы контроллера — нет ли обрывов, перетираний, сильных перегибов, повреждений изоляции;
  • разъемы и клеммы по цепи генератора — нет ли окислов, ослабленных винтов, «полувставленных» разъемов.

Если уже на этом этапе обнаружены явные повреждения, зафиксируйте их, но перед выводами выполните тест импульсного входа контроллера.

Шаг 4. Тест импульсного входа контроллера (X4: 1 = -5V, 3 = IN1)

Цель теста — проверить, видит ли контроллер импульсы в принципе.

ВНИМАНИЕ: тест выполняется при включенном питании и фактической выдаче топлива, с соблюдением всех мер безопасности.

1.Подготовка
  • Включите питание колонки.
  • Запустите отпуск топлива обычным способом и убедитесь, что насос работает и топливо идет из пистолета (хотя бы небольшой поток).

2.Выполнение теста
  • Откройте доступ к плате управления и найдите клеммник X4.
  • Кратковременно несколько раз подряд замкните между собой контакты X4.1 «-5V» и X4.3 «IN1» (используйте изолированный проводник/инструмент).

Таким образом имитируются импульсы от генератора.
Ожидаемая реакция: в момент замыканий X4.1 и X4.3 на табло должны начинать прибавляться литры — как при нормальной выдаче топлива.

3.Интерпретация результата
  • Если при замыкании X4.1 и X4.3 литры считаются — импульсный вход контроллера и логика учета исправны, проблема в цепи от генератора импульсов до клеммника X4.
  • Если при замыкании X4.1 и X4.3 литры не считаются — контроллер не воспринимает импульсы даже при прямом тесте, возможны неверные настройки или неисправность входа/платы.

Шаг 5. Проверка настроек контроллера

В настройках контроллера необходимо проверить:
  • включен ли учет объема по входу IN1;
  • корректно ли вход IN1 привязан к данной колонке/счетчику;
  • установлен ли коэффициент импульсов (имп/л) и не равен ли он 0 или заведомо некорректным значениям;
  • при наличии выбора типа датчика — выбран ли тип, соответствующий установленному генератору импульсов.

При выявлении некорректных значений:
  • зафиксируйте текущие настройки (запишите/сфотографируйте);
  • приведите их в соответствие с документацией;
  • после изменения настроек повторите тест замыканием X4.1 «-5V» и X4.3 «IN1», затем проведите пробный отпуск топлива и проверьте, считаются ли литры.

Шаг 6. Устранение неисправности

Вариант А — импульсный вход исправен (при замыкании X4.1 и X4.3 литры считаются)

В этом случае контроллер и его вход IN1 работают, неисправность находится в цепи:
генератор импульсов → кабель → клеммник X4.

Рекомендуемые действия:
  • прозвонить кабель от генератора импульсов до X4:
  • при обрыве или высоком переходном сопротивлении кабель/участок заменить;
  • зачистить и подтянуть клеммы и разъемы, удалить окислы;
  • если кабель и клеммы исправны, но при реальной работе импульсов нет — заменить генератор импульсов на заведомо исправный.

После замены/ремонта:
  • запустить отпуск топлива и убедиться, что литры на табло увеличиваются без ручного замыкания X4.

Вариант Б — импульсный вход не реагирует (при замыкании X4.1 и X4.3 литры не считаются)

Рекомендуемые действия:
  • повторно проверить настройки контроллера (учет по IN1, привязка входа, коэффициент импульсов);
  • при корректных настройках и отсутствии реакции на тест считать вход IN1 (или плату) неисправным;
  • по возможности проверить работу колонки с заведомо исправной платой/контроллером;
  • при подтверждении неисправности выполнить замену платы управления/контроллера.

После замены:
  • повторить тест с замыканием X4.1 и X4.3;
  • выполнить отпуск топлива и убедиться в корректном учете литража.

Шаг 7. Контрольный запуск

После устранения причин (ремонт кабеля, замена генератора или платы, корректировка настроек):

  • выполнить несколько пробных отпусков топлива;
  • убедиться, что при фактической выдаче топлива литры стабильно увеличиваются, нет пропусков импульсов и «зависания» показаний;
  • зафиксировать в журнале работ: выявленную причину (генератор, кабель, вход IN1, настройки), выполненные действия и результат контрольных проверок.

Есть проблемы с табло или индикацией

СИМПТОМ

На табло колонки наблюдаются один или несколько признаков:
  • индикация полностью отсутствует;
  • горят все сегменты («восьмерки»), нечитаемые символы;
  • часть сегментов/разрядов не горит;
  • индикация мерцает, пропадает, появляется при постукивании;
  • появляются нестабильные или «съехавшие» показания.

Шаг 1. Требования безопасности

Перед работами внутри колонки:
  • отключить внешнее питание (вводной автомат/рубильник);
  • убедиться в отсутствии напряжения на клеммах;
  • соблюдать правила электробезопасности.

Проверка напряжения питания табло допускается только исправным измерительным прибором и при соблюдении мер безопасности.

Шаг 2. Уточнение симптома

Зафиксируйте, что именно происходит:
  • индикации нет вообще (все погашено);
  • горят все сегменты/"восьмерки" при включении;
  • не горят отдельные сегменты/разряды;
  • индикация то пропадает, то появляется (зависит от вибрации, температуры).

Это поможет отделить проблему питания/связи от проблемы самого индикатора.

Шаг 3. При полном отсутствии индикации

Если табло не светится совсем (при включенной колонке и наличии питания на контроллере):

Первое. Проверка питания контроллера

Убедитесь, что контроллер действительно запущен (см. «Колонка не запускается»):
  • есть ли 220 В на X5,
  • исправен ли предохранитель,
  • нет ли признаков полного отказа платы.

Если контроллер не запускается — сначала устранить проблему запуска.

Второе. Проверка кабеля и разъема между платой и табло (при снятом напряжении)

Осмотрите шлейф/кабель, соединяющий плату контроллера и модуль индикации:
  • нет ли повреждений, перегибов, следов перетирания;
  • разъемы должны быть полностью вставлены, без перекосов.

При наличии разъемных соединений на табло и плате:
  • аккуратно выньте и установите разъемы заново;
  • убедитесь в надежности фиксации.

Третье. Измерение питания на плате табло

Включите питание и аккуратно измерьте наличие напряжения питания на клеммах/разъеме индикатора согласно схеме (напряжение и точки контроля — по РЭ/схеме конкретной модификации).

Если питания на индикаторе нет при исправном контроллере:
  • искать обрыв/неисправность в цепи питания индикатора (предохранитель, дорожки, разъемы).

Если питание есть, а индикации нет:
  • вероятен отказ модуля индикации, требуется замена табло.

Шаг 4. Если индикация «восьмерками» или нечитаемые символы

Если при включении или запуске колонки на табло отображаются сплошные «восьмерки» или хаотичный набор сегментов:
  • проверить кабель/шлейф между контроллером и табло:
  • ослабленные или частично подключенные разъемы очень часто приводят к «восьмеркам»;
  • проверить, нет ли повреждения дорожек или разъема на плате табло или контроллера;
  • при возможности заменить шлейф/кабель на заведомо исправный.

Если при исправном подключении и наличии питания индикатор стабильно показывает «восьмерки» или хаотичные знаки:
  • вероятен отказ модуля индикации или его логики;
  • рекомендуется заменить модуль табло.

Шаг 5. Если не горят отдельные сегменты или разряды

Если часть цифр/сегментов не отображается (например, один разряд «обрезан» или отсутствуют отдельные палочки):
  1. визуально осмотреть сам модуль индикации:
  2. нет ли трещин корпуса, механических повреждений, следов удара;
  3. проверить качество пайки/контакта на плате индикатора (если доступно):
  • трещины пайки, «кольцевые» трещины вокруг выводов дисплея;
  • повторно проверить разъем, идущий на модуль индикатора (частичный контакт по одному выводу может давать пропадание части сегментов).

Если проблема сохраняется, то это, как правило, неисправность самого индикаторного модуля. Рекомендуется заменить табло в сборе.

Шаг 6. При мерцании, пропадании/появлении при вибрации

Если индикация то появляется, то пропадает, или поведение меняется при легком постукивании по корпусу, то
вероятны «плавающие» контакты:
  • в разъеме между платой и табло;
  • в клеммах/шлейфе;
  • в пайке на плате индикатора или контроллера.

Рекомендуемые действия:
  • при отключенном питании извлечь и установить разъемы заново, подтянуть клеммы;
  • при возможности осмотреть пайку и при наличии явных трещин — выполнить ремонт или заменить модуль.

Сводка по диагностике для оператора/обслуживающего персонала

При жалобе «есть проблемы с табло или индикацией»:
1.Проверить, запускается ли контроллер в целом (см. «Колонка не запускается»).
2.При полном отсутствии индикации:
  • проверить кабель/разъем между платой и табло;
  • проверить наличие питания на индикаторе;
  • при наличии питания и исправном соединении — заменить модуль индикации.
3.При "восьмерках"/хаотичных символах:
  • проверить и восстановить соединение между платой и табло (шлейф/разъем);
  • при отсутствии эффекта — заменить модуль индикации.
4.При отсутствии отдельных сегментов/разрядов:
  • осмотреть индикатор и разъемы;
  • при стабильном дефекте — заменить модуль табло.
5.При мерцании или зависании, зависящем от вибраций:
  • проверить и подтянуть все разъемы и клеммы цепи индикации;
  • при повторении — рассматривать замену модуля.

После замены или ремонта:
  • включить колонку;
  • убедиться в стабильной, читаемой индикации во всех режимах (ожидание, налив, окончание налива);
  • зафиксировать в журнале работ причину (кабель, разъем, модуль индикации) и выполненные действия.

Не реагирует на прикладываемую карту

СИМПТОМ

При поднесении карты к считывателю колонка не реагирует: отпуск не разрешается, индикация не меняется. Возможны варианты:
  • считыватель не подает признаков жизни (нет светодиода/звукового сигнала);
  • считыватель пищит/мигает, но колонка не разрешает налив;
  • на табло появляется сообщение отказа («нет доступа», «карта не найдена» и т. п.).

Шаг 1. Требования безопасности

Все работы внутри колонки выполнять при отключенном питании (вводной автомат/рубильник). При измерениях и проверке цепей питания считывателя соблюдать правила электробезопасности, использовать исправный измерительный инструмент.

Шаг 2. Уточнение симптома

Уточните:
  • карта не вызываeт вообще НИКАКОЙ реакции (нет ни звука, ни изменения индикации);
  • считыватель подает признаки (мигает/пищит), но колонка не разрешает налив;
  • на табло есть явный программный отказ («нет доступа», «лимит исчерпан» и т. п.).

Если на табло явно выводится отказ по правам/лимитам — считыватель карту видит, проблема в настройках доступа и учетной системе (привязка карты, лимиты, блокировка и т. п.) и решается через ПО. Ниже — в первую очередь аппаратная часть «карта не видится».

Шаг 3. Проверка питания считывателя

Признаки отсутствия питания: нет светодиодной индикации даже сразу после включения колонки, при поднесении карты никаких звуков/миганий.

Внешний осмотр, при отключенном питании:
  • осмотрите корпус считывателя — нет ли механических повреждений, следов удара, вскрытия;
  • проверьте целостность кабеля от считывателя до колонки (нет ли перетираний, заломов, повреждений).

Проверка на плате/клеммнике по схеме конкретной модели:
  • найдите клеммы питания считывателя на плате контроллера или промежуточном клеммнике;
  • включите питание колонки и измерьте напряжение на выводах питания считывателя;
  • сравните с паспортным (как правило, 5/12 В в зависимости от типа считывателя).

Результат:
  • если на выходе питания считывателя нет требуемого напряжения — причина в цепи питания (обрыв, предохранитель, неисправность платы); нужно восстановить подачу питания;
  • если питание есть, но считыватель «мертвый» — вероятен отказ самого считывателя или обрыв внутри кабеля, переходите на Шаг 4.

Шаг 4. Проверка связи считыватель — контроллер

Если питание на считывателе есть, но колонка не реагирует на любые карты, то выполните проверку:

  1. кабеля/разъемов (при снятом напряжении):
  • проверьте клеммы/разъемы сигнальных линий считывателя на плате контроллера по схеме (RS-485, Wiegand, 1-Wire или другой используемый интерфейс);
  • убедитесь, что провода подключены согласно схеме (A/B, D0/D1 и т. п., нет перепутанных или «вылетевших» жил);
  • подтяните винтовые клеммы, при необходимости переобжать концы проводов;
  • при явных повреждениях кабеля (переломы, перетирание) — заменить участок или кабель целиком;

2. реакции считывателя на карту:
  • включите питание, посмотрите, подает ли считыватель признаки жизни (светодиод, короткий сигнал при поднесении любой карты);
  • если считыватель не подает вообще никакой реакции при наличии питания — заменить считыватель;
  • если считыватель реагирует (мигает/пищит), но колонка не меняет состояние (не блокирует/не разрешает отпуск, не формирует сообщения на табло) — проблема, скорее всего, в сигнальной линии или настройках контроллера.

Шаг 5. Разграничение: карта не видится совсем или отвергается

С точки зрения контроллера есть два типовых случая:

Первый. Контроллер «не видит» считыватель вообще

Признаки:
  • в журнале событий (в ПО) нет записей о поднесении карты;
  • на табло не меняется состояние, как будто карту не подносили;
  • при поднесении любых карт считыватель максимум пищит/мигает, но никаких изменений в логике колонки нет.

Действия:
  • еще раз проверить сигнальные линии считывателя по схеме (правильность подключения, отсутствие обрывов);
  • при возможности временно подключить заведомо исправный считыватель тем же кабелем — если новый считыватель работает, проблема в старом, если нет — в линии/входе контроллера;
  • при подозрении на отказ входа контроллера (при исправном кабеле и считывателе) — проверять/заменять плату управления.

Второй. Контроллер карту видит, но доступ не разрешает

Признаки:
  • на табло появляется сообщение об отказе («нет доступа», «карта не найдена», «лимит исчерпан» и т. п.);
  • в ПО/журнале событий видно факт поднесения карты (с отображением ее номера).

В этом случае аппаратная часть (считыватель и связь с контроллером) работает, а дальше:
  • проверить, внесена ли карта в базу (benzamat PRO / benzamat office);
  • проверить, к какому пользователю/ТС привязана карта;
  • проверить лимиты и статус карты (активна/заблокирована);
  • при необходимости снять блокировки, скорректировать лимиты или привязать карту заново (это уже раздел по ПО, а не по ТРК).

Итоговая последовательность для оператора/обслуживающего персонала

При жалобе «колонка не реагирует на прикладываемую карту»:
1. Уточнить, есть ли вообще какая-либо реакция считывателя (светодиод, звук) и есть ли сообщения на табло.
2. Если считыватель «мертвый» — проверить питание считывателя от контроллера, восстановить цепь питания или заменить считыватель.
3. Если считыватель подает признаки, но колонка «не замечает» карту:
  • проверить сигнальные линии между считывателем и контроллером, клеммы, разъемы;
  • при необходимости заменить кабель или проверить работу с другим считывателем;
  • при отсутствии эффекта — диагностировать/заменить вход контроллера.
4. Если на табло есть отказ («нет доступа», «карта не найдена» и т. п.):
  • убедиться, что карта заведена в систему и привязана к пользователю/ТС;
  • проверить лимиты, статусы и настройки доступа в ПО.

После устранения аппаратных причин:
  • выполнить проверку с несколькими картами;
  • убедиться, что считыватель стабильно распознает карты и колонка корректно переходит в режим разрешения отпуска (при наличии прав);
  • зафиксировать в журнале, что именно явилось причиной (питание считывателя, кабель, считыватель, вход контроллера, настройки доступа).

Не включается двигатель на морозе или после длительной работы

СИМПТОМ

При попытке запуска колонки двигатель насоса не включается:
  • в мороз (особенно при отрицательных температурах);
  • после длительного непрерывного налива (после серии заправок).

Могут наблюдаться:
  • срабатывание теплового реле;
  • повышенный гул, попытка старта без раскрутки;
  • необходимость «подождать», после чего двигатель снова какое-то время запускается.

Шаг 1. Требования безопасности

Перед работами внутри колонки:
  • отключите внешнее питание (вводной автомат/рубильник);
  • убедитесь в отсутствии напряжения на силовых клеммах;
  • соблюдайте правила электробезопасности и работы с ГСМ.

Шаг 2. Уточнение условий отказа

Уточните:
  • при каких температурах возникает проблема (только при отрицательных или всегда);
  • возникает ли отказ сразу при первом запуске в холоде или после нескольких заправок подряд;
  • помогает ли пауза (после ожидания двигатель снова запускается).

Условно делим:
  • «на морозе» — первая заправка или первые пуски при низкой температуре;
  • «после длительной работы» — отказ после серии непрерывных запусков/наливов.

Шаг 3. Действия при ситуациях «на морозе» и «после длительной работы»

Ситуация 1. «На морозе» (при низкой температуре)

Проверка топлива и фильтров (для дизельного топлива, так как при использовании летнего ДТ зимой высока вероятность парафиновых отложений и забитых фильтров):
  • убедитесь, что используется ли зимний сорт ДТ в соответствии с температурой окружающего воздуха;
  • изучите состояние фильтров на линии и в колонке (нет ли густых отложений, «забитого» состояния);
  • убедитесь, что нет частичного перекрытия потока из-за загустевшего топлива.

Рекомендуемые действия:
  • при подозрении на неподходящий сорт топлива — перевести систему на зимний ДТ;
  • заменить фильтры, очистить отстойники/колбы;
  • при наличии систем подогрева — проверить их работоспособность согласно документации.

Проверка механического сопротивления насоса (при отключенном питании):
  • по возможности проверить вращение вала насоса/двигателя вручную (согласно РЭ);
  • если вращение тугое, с рывками или практически невозможно — вероятно, загустевшее топливо и/или механическое заклинивание узла.

При тугом ходе:
  • выполнить обслуживание насоса (промывка, прогрев в соответствии с регламентом);
  • при необходимости ремонт или замена насосного агрегата.

Ситуация 2. «После длительной работы» (перегрев)

Признаки перегрева и срабатывания защиты:
  • колонка некоторое время работает нормально;
  • после серии заправок двигатель перестает запускаться;
  • на тепловом реле двигателя видно срабатывание (кнопка/флажок в положении «авария»);
  • после остывания двигателя и сброса теплового реле запуск становится возможен.

Рекомендуемые действия:
  • осмотреть тепловое реле, проверить, не сработало ли оно;
  • при необходимости сбросить тепловое реле согласно инструкции (при снятом напряжении и после остывания).

Перегрев может быть вызван:
  • механической перегрузкой насоса (заклинивание, повышенное сопротивление в системе);
  • повышенной вязкостью топлива (особенно при работе на границе температурного диапазона);
  • завышенным током из-за проблем с питанием (пониженное напряжение, несоответствие параметров сети);
  • неправильной уставкой теплового реле (слишком низкая).

Рекомендуемые действия:
  • проверить ток двигателя и сравнить с паспортным значением;
  • проверить линию питания (качество контактов, сечение кабеля, отсутствие нагрева клемм);
  • при необходимости откорректировать уставку теплового реле в соответствии с номинальным током двигателя;
  • проверить насос на наличие признаков заклинивания или ненормального шума и вибрации, при необходимости выполнить ремонт/замену.

Шаг 4. Общие электрические проверки

Независимо от условий (мороз/перегрев) рекомендуется:
  • проверить состояние клемм в шкафу управления (нет ли подгоревших, ослабленных контактов на пускателе, тепловом реле и клеммниках двигателя);
  • проверить состояние кабеля до двигателя (нет ли повреждений, следов перегрева, поврежденной изоляции);
  • убедиться, что вводной автомат и защитные устройства соответствуют номиналу двигателя.

Итоговая последовательность для оператора/обслуживания

При жалобе «двигатель не включается на морозе / после длительной работы»:
1. Зафиксировать условия — температура окружающей среды, сколько времени и с какой интенсивностью работала колонка до отказа.
2. Для «мороза»:
  • проверить сорт топлива (летнее/зимнее);
  • проверить и при необходимости заменить фильтры;
  • оценить механическое состояние насоса (тугой ход, заклинивание).
3. Для «после длительной работы»:
  • проверить тепловое реле (не сработало ли);
  • измерить ток двигателя и сравнить с паспортом;
  • проверить линию питания и уставку теплового реле;
  • проверить насос на предмет перегрузки и механических дефектов.
4. После устранения причин (замена фильтров, корректировка уставки, ремонт насоса и т. п.) выполнить пробный запуск при контроле работы двигателя и отсутствия повторных срабатываний защиты.

Результаты проверок (температура, сорт топлива, состояние фильтров, факт срабатывания теплового реле, измеренный ток, состояние насоса) рекомендуется зафиксировать в журнале работ.

Реле щелкает, но двигатель не запускается

СИМПТОМ

При запуске колонки слышен щелчок пускателя или реле, но двигатель насоса не раскручивается. Насос не работает, налив не начинается.

Возможные причины:

- есть управление на катушку пускателя, но нет питания на силовых контактах;

- сработавшее или неправильно настроенное тепловое реле;

- обрыв в цепи двигателя или кабеле;

- механическое заклинивание насоса;

- для однофазных исполнений - неисправен пусковой конденсатор.

0. Требования безопасности

Все работы в шкафу управления и на клеммах двигателя выполнять при отключенном питании (вводной автомат/рубильник). Измерения напряжения проводить только исправным измерительным прибором, соблюдая правила электробезопасности.

1. Уточнение симптома

Перед началом диагностики уточните:

- щелчок слышен в шкафу управления (катушка пускателя подтягивает якорь);

- после щелчка двигатель не издает никакого звука (полная тишина) или слышен только легкий гул без раскрутки;

- проблема возникает при каждом запуске или периодически.

Если щелчка нет вообще - это уже другая ситуация (нет команды на пуск, обрыв в цепи управления и т.п.), она выходит за рамки данной статьи.

2. Проверка питания на входе пускателя

При отключенном питании:

- осмотрите и подтяните клеммы на входе пускателя и автоматов, идущих к двигателю;

- убедитесь, что нет подгоревших или явно поврежденных контактов.

Включите питание, при НЕЗАПУЩЕННОМ двигателе:

- измерьте напряжение на входных клеммах пускателя (со стороны автомата) - должно быть соответствующее сетевое (как по схеме, обычно 3 фазы 380 В или 220 В).

Если на входе пускателя нет напряжения:

- проверить автоматы, клеммники, цепь питания от ввода до пускателя;

- устранить обрыв или неисправность и повторить проверку.

3. Проверка работы силовых контактов пускателя

Задайте команду на пуск, чтобы пускатель щелкнул.

- Измерьте напряжение на выходных клеммах пускателя (со стороны двигателя) в момент, когда он подтянут:

- если на входе пускателя напряжение есть, а на выходе нет или оно сильно занижено - силовые контакты пускателя повреждены (подгорели, не замыкаются);

- требуется замена пускателя или ремонт контактов (по допуску производителя).

Если на выходе пускателя напряжение есть, переходите к проверке теплового реле и двигателя.

4. Проверка теплового реле

Тепловое реле обычно установлено в цепи двигателя после пускателя.

При отключенном питании:

- осмотрите тепловое реле, проверьте положение кнопок/флажков;

- при явном срабатывании (аварийное положение) выполните сброс согласно инструкции (обычно нажатием кнопки RESET).

После сброса:

- проверьте уставку тока на тепловом реле - она должна соответствовать номинальному току двигателя;

- включите питание, дайте команду на пуск и посмотрите, запускается ли двигатель.

Если тепловое реле срабатывает сразу или практически сразу после попытки запуска:

- см. отдельную статью «Срабатывает тепловое реле» (перегрузка, заклинивание насоса, проблемы с напряжением).

5. Проверка цепи двигателя и кабеля

При наличии напряжения на выходе пускателя и не сработавшем тепловом реле двигатель по-прежнему не запускается.

При отключенном питании:

- осмотрите клеммы двигателя в шкафу и на самом двигателе (если есть доступ):

- нет ли обрывов, «отвалившихся» проводов, следов перегрева или подгорания;

- прозвоните кабель от шкафа до клемм двигателя:

- каждая жила должна иметь низкое и близкое между собой сопротивление до соответствующей клеммы двигателя;

- не должно быть пробоя на корпус.

При наличии обрыва или повреждения кабеля:

- заменить поврежденный кабель или участок;

- после замены повторить запуск.

6. Проверка механики насоса и двигателя

Если кабель и силовая часть исправны, но двигатель не стартует (есть только легкий гул или вообще нет реакции):

При отключенном питании:

- по возможности вручную проверить вращение вала двигателя/насоса согласно РЭ:

- вал должен вращаться свободно, без заклинивания и рывков;

- при обнаружении тугого хода, заклинивания или характерных механических шумов:

- демонтировать насосный агрегат;

- провести ремонт (очистка, замена подшипников/уплотнений, устранение заклинивания) или заменить агрегат.

Заклинивший или сильно перегруженный насос приводит к тому, что при подаче питания двигатель либо не стартует, либо сразу уходит в перегрузку.

7. Особенности однофазных двигателей (при наличии)

Если по схеме используется однофазный двигатель с пусковым конденсатором:

- визуально осмотрите конденсатор:

- нет ли вздутия корпуса, подтеков или явных повреждений;

- при возможности измерьте емкость и сравните с номиналом.

При подозрении на неисправность конденсатора:

- заменить конденсатор на новый с тем же номиналом и классом;

- после замены проверить запуск двигателя.

8. Итоговая последовательность для оператора/обслуживания

При жалобе «реле щелкает, но двигатель не запускается»:

1) Проверить наличие напряжения на входе пускателя.

2) При наличии напряжения на входе проверить наличие напряжения на выходе пускателя в момент щелчка:

- если на выходе нет напряжения - заменить/ремонтировать пускатель.

3) Проверить состояние и уставку теплового реле, при необходимости сбросить и правильно настроить:

- если тепловое реле повторно срабатывает - см. статью «Срабатывает тепловое реле».

4) Проверить кабель и клеммы двигателя, устранить обрывы/повреждения.

5) Проверить механическое состояние насоса и двигателя (нет ли заклинивания).

6) Для однофазных двигателей - проверить и при необходимости заменить пусковой конденсатор.

Результаты проверок (напряжение на входе/выходе пускателя, состояние теплового реле, состояние кабеля и насоса) рекомендуется фиксировать в журнале работ.

Срабатывает тепловое реле

СИМПТОМ

При работе колонки двигатель насоса отключается, отпуск прекращается. На тепловом реле в шкафу управления видно срабатывание (кнопка/флажок в положении «авария»). После остывания и ручного сброса теплового реле колонка какое-то время работает, затем ситуация повторяется.

0. Требования безопасности

Все работы в шкафу управления и на клеммах двигателя выполнять при отключенном питании (вводной автомат/рубильник). Измерения напряжения и тока проводить только исправным измерительным прибором, соблюдая правила электробезопасности.

1. Уточнение условий срабатывания

Уточните:

- тепловое реле срабатывает при каждом запуске или только после длительной работы;

- срабатывает сразу при старте двигателя или через какое-то время налива;

- зависит ли срабатывание от температуры окружающего воздуха (мороз, жара);

- произошло ли срабатывание после каких-то работ (ремонт насоса, замена фильтров, изменение схемы).

Это поможет понять, связано ли срабатывание с перегрузкой/заклиниванием, длительным режимом или неверной уставкой.

2. Проверка уставки теплового реле

При отключенном питании:

- найдите тепловое реле в шкафу управления;

- сравните уставку тока на тепловом реле с номинальным током двигателя по паспорту;

- если уставка заметно ниже номинала двигателя – реле может срабатывать «по настройке», а не по реальной перегрузке.

Рекомендуемые действия:

- установить уставку теплового реле согласно номинальному току двигателя;

- не выставлять заведомо заниженные значения;

- после корректировки уставки выполнить пробный запуск и наблюдать за работой.

3. Оценка нагрузки на насос/двигатель

Частая причина срабатывания теплового реле – реальная перегрузка двигателя.

Проверьте:

- не забиты ли фильтры на линии и в колонке;

- нет ли перекрытой запорной арматуры (частично закрытый кран/задвижка);

- нет ли явных признаков заклинивания насоса (шум, вибрация, затрудненный пуск).

При отключенном питании:

- по возможности вручную проверить вращение вала двигателя/насоса по РЭ:

- вал должен вращаться ровно, без заеданий и заклинивания.

Если обнаружены:

- сильно загрязненные фильтры – заменить/очистить;

- закрытая или частично закрытая арматура – открыть согласно схеме;

- тугой ход или заклинивание насоса – демонтировать насосный агрегат, выполнить ремонт/замену.

4. Проверка питания и возможных перекосов

Перегрузка может быть связана не только с механикой, но и с питанием.

Рекомендуется:

- проверить качество контактов в шкафу (клеммы автомата, пускателя, теплового реле, клеммы двигателя);

- осмотреть кабель на предмет нагрева, обугливания, потемневшей изоляции;

- измерить напряжение на клеммах двигателя при работе (по возможности) и сравнить с номинальным;

- для трехфазных двигателей – проверить наличие всех фаз и отсутствие перекоса (потеря одной фазы приводит к росту тока и срабатыванию теплового реле).

При обнаружении:

- ослабленных или подгоревших контактов – подтянуть/восстановить соединения, при необходимости заменить поврежденные клеммы или аппарат;

- аномального пониженного напряжения или перекоса фаз – устранить причины (линия питания, вводной щит, контакты).

5. Связь с режимом работы (длительные заправки)

Если тепловое реле срабатывает:

- после серии непрерывных заправок;

- при длительном непрерывном наливе;

возможна ситуация, когда:

- фактический режим превышает допустимый по нагреву для данного двигателя/насоса;

- установленная колонка не рассчитана на такой режим работы (см. паспорт по допустимому режиму – S1/S3 и т.п.).

Рекомендуемые действия:

- по возможности оптимизировать режим работы (делать паузы, избегать длительной непрерывной работы сверх паспортных значений);

- убедиться, что насос/двигатель соответствуют требуемой производительности и режиму эксплуатации.

6. Сброс теплового реле и проверка

После устранения возможных причин:

- отключите питание;

- сбросьте тепловое реле (кнопка RESET);

- убедитесь, что уставка выставлена правильно;

- включите питание и выполните пробный запуск:

- сначала короткий отпуск;

- затем несколько обычных заправок.

Наблюдайте:

- не слышно ли посторонних звуков от насоса;

- не растет ли чрезмерно ток двигателя (если есть возможность измерения);

- не срабатывает ли тепловое реле повторно.

7. Итоговая последовательность для оператора/обслуживания

При жалобе «срабатывает тепловое реле»:

1) Проверить уставку теплового реле и привести ее в соответствие с номинальным током двигателя.

2) Проверить состояние фильтров и запорной арматуры, исключить работу насоса «в задавленном» режиме.

3) Проверить механическое состояние насоса/двигателя (отсутствие заклинивания, ненормальных шумов).

4) Проверить качество питания (напряжение, наличие всех фаз, состояние клемм и кабеля).

5) Оценить режим эксплуатации (длительные непрерывные заправки, частота пусков) и сопоставить с паспортными допустимыми режимами.

Если после всех проверок и корректировок тепловое реле продолжает регулярно срабатывать:

- зафиксировать измеренный ток двигателя, условия срабатывания, результаты проверки фильтров/арматуры/насоса;

- передать информацию в сервисную службу для более глубокой диагностики (включая возможную замену двигателя или подбор другого режима/оборудования).